(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Начало кубизма

Французская весна даже в большей степени, нежели лето, с непреодолимой силой гонит живописцев из Парижа в провинцию, приманивая их бесконечным разнообразием пейзажей. В начале 1908 года и Брак, и Дерен уехали в деревню, унося с собой тревожащее воспоминание об «Авиньонских девицах» — этой великой картине Пикассо — и о двух чудовищных физиономиях, которые там имелись. Брак пошел по стопам Сезанна, отправившись в селенье Эстак неподалеку от Марселя1, и возвратился осенью с множеством пейзажей, шесть из которых он тут же представил в «Осенний салон». Но члены жюри очень расстроились, узрев в этих работах новую тенденцию, которую прежде они в его творчестве не наблюдали. Цвет, вместо того чтобы являться главенствующим фактором, стал подчиненным, и везде присутствовали настойчивые повторения упрощенных геометрических форм. Матисс, будучи одним из членов жюри, указал критику Луи Вокселю, изобретателю термина «фовизм», на преобладание того, что он назвал «les petits cubes» (маленькие кубики).

Две из этих картин были безоговорочно отвергнуты, после чего Брак в раздражении сразу же забрал и остальные. К счастью, Канвайлер отнесся к рождению нового стиля с полнейшей невозмутимостью и предоставил Браку возможность выставить указанные картины в своей галерее. Этот показ, состоявшийся в ноябре, справедливо претендует на звание первой кубистической выставки. Ободренный этим, Брак следующей весной послал еще две свои картины в другой салон — «Салон независимых». Теперь-то уж критики получили полную возможность продемонстрировать свое пренебрежение. Все тот же Воксель в своей критической статье, посвященной выставке в галерее Канвайлера, уже успел процитировать остроумную фразу Матисса по поводу «кубиков», а теперь в злобной рецензии, которая, если бы не все сопутствующие обстоятельства, была бы давно и безнадежно забыта, он развил эту идею и шутки ради обозвал новый стиль «перуанским кубизмом». С тех самых пор печально неадекватное название «кубизм» стало использоваться как ярлык, а затем было санкционировано Аполлинером в его первых статьях в защиту нового стиля, написанных в 1913 году.

Примечания

1. В этой местности незадолго до этого жил и работал Сезанн. — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика