(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

Bluetooth наушники — bluetooth наушники (welovedv.ru)

Спутниковый телефон iridium — обладающий исключительной надежностью спутниковые телефоны (globsat.ru)

«Семья комедиантов» (La famille de saltimbanques) (1905)

Название, англ.: Family of Saltimbanques.
Оригинальное название: La famille de saltimbanques.
Год окончания: 1905.
Размеры: 212,8 × 229,6 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение: Вашингтон, Национальная художественная галерея

В 1904 году Пикассо переезжает в Париж и находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии Бато-Лавуар — странном полуразрушенном здании, имеющем некое сходство с плавающими прачечными вдоль берегов Сены. Парижские друзья знакомят его с литературными клубами Парижа, вводят в богемный быт художников и поэтов Монмартра с его романтикой творчества, атмосферой жизненной неустроенности. Частыми гостями Пикассо были Макс Жакоб, Андре Сальмон, Гийом Аполлинер, Альфред Жарри, Шарль Вильдрак, Жорж Дюамель. Спутницей его жизни в те годы была Фернанда Оливье. Счастливый, сравнительно счастливый — «розовый» период дает ощущение легкого дыхания после душной замкнутости «голубого». В фигурах, на картинках Пикассо, исчезает скованность, раздвигается пространство, тона стают прозрачнее и воздушнее, неподвижность сменяется движением. Французское начало смягчает испанскую жесткость.

Своим друзьям Сальмону и Аполлинеру художник в первую очередь обязан увлечением цирком. Как и прежде, Пикассо черпает свои образы из окружающей действительности — источником его вдохновения на этот раз служит цирк Медрано. «Розовый» или «цирковой» период начинает набирать обороты, печаль и нищета «голубого» периода сменивается образами из более живого мира театра и цирка, ибо Барселона больше не дает художественных импульсов и тема «дна» жизни была исчерпана. Художник отдал предпочтение более радостному стилю в розово-золотистом и розово-сером тонах, а персонажами его работ становятся бродячие артисты — клоуны, танцовщики, шуты, атлеты и акробаты. Их ловкость и стремление к искусству иллюзии радовали Пикассо, их гипнотическая жизнь задела художника, который сам искал новые горизонты в творчестве. Странствующая группа актеров была особым микромиром вольных людей, где существуют искренние привязанности, где нет места корысти, обману. Эти люди раскрыли новые аспекты человеческого общества для художника своим одиночеством, дискриминацией и в то же время мягкостью, сопереживанием. Пикассо не случайно делает своими героями комедиантов: сама жизнь для него сродни театру, исполнена духа превращений, постоянных переходов от серьезного к юмору и от высокого к низкому (эта тема метаморфоз бытия впоследствии станет ведущей в творчестве художника). Пикассо привлекали люди из цирковой среды, многие из которых были также его испанскими соотечественниками. Их проворство и искусство иллюзии восхищали, их жизнь тронула художника. Он дружил с артистами, заходил в их шатры, погружался в этот удивительный мир, далекий от повседневной суеты. Здесь были заняты только своим искусством, здесь была полная свобода от оков недвижимости, роскоши и других атрибутов оседлой жизни. Арлекин — комичный персонаж в пестром обтягивающем трико из правильных ромбов и треугольников стал личным символом для Пикассо. Есть и еще одна тема проходящая через ранние годы творчества и выражающая его веру в доброту человеческих отношений — в «розовом» периоде она становится доминирующей — это тема дружбы двух существ, где сильный поддерживает и оберегает слабого, беззащитного. Однако напрасно искать на полотнах цирк, цирковое зрелище — Пикассо интересует сам актер, творческая, созидающая личность. Цирковые артисты показаны вне игры, изредка во время репетиции, чаще — в будничной жизни, семье, где сообща делят удачу и горечь поражений. Они репетируют и просто живут, как бы разыгрывая перед зрителем сцены самой жизни. Они всегда одеты в костюмы своих персонажей — это для них как знак отличия от общей массы. К этому миру причислял себе и сам художник. Его герои теперь принадлежат миру искусства, свободному племени бродячих комедиантов связанных узами духовного братства. Пикассо писал жизнь артистов цирка в бледно розовом свете, тут нет ни закулисных интриг, ни зависти, ни ревности. Их образы воплощают нежность материнства, грацию юности или мудрость старости, но кажутся при этом более многозначными и поэтически неуловимыми по сравнению с предшествующим «голубым» периодом. Пикассо остро и даже болезненно ощущал противоречия жизни. Он понимал, насколько хрупок и иллюзорен созданный им мир комедиантов, затерянных в огромном, неустроенном пыльном мире. Тревога художника отражена завуалированной печалью, настороженностью на лицах его героев, проявляет настроение неуверенности, тревожного ожидания.

Одним из центральных произведений «розового» периода является картина «Семья комедиантов» 1905 года, символизирующая перемещение Пикассо от одной фазы творчества к следующему. Значительные размеры полотна свидетельствуют о немалых инвестициях художника и это объясняет, почему он многократно использовал материал. Пикассо изменял ее 4 раза — добавлял персонажей, варьировал состав, внося некоторые дополнения, в том числе плечи женщины и ее шляпка, цвет балетных тапочек ребенка, появились как призрачные очертания только на финальной стадии работы. Обычно Пикассо датировал свои работы, но редко их называл. «Семья комедиантов» первоначально являлась безымянной, а уже потом название было дано исходя из содержания. В этой работе Пикассо собрал воедино многочисленные этюды, изображавшие его цирковых друзей, и сгруппировал их всех вместе под голубым небом, использовав в качестве задника пустынный, бесконечный пейзаж. Шесть персонажей, которые на первый взгляд выглядят отчужденными и держатся порознь, на деле связаны между собой единством предназначения. Художник изобразил не только образ жизни реальных комедиантов, но и очевидное печальное настроение героев, коллективную изолированность. Картина не отражает социального пессимизма, ее доминирующий цвет указывает на лирическую, личную печаль, а не пессимистическое отчаяние. Персонажи изображают совместную жизнь, хотя психологические отношения до конца не ясны. Цветовые эффекты сводятся к сдержанной, ненавязчивой гармонии, манера письма и колорит придают этой картине тихое меланхоличное очарование. Цветовая гамма картины остается в холодном стиле, только расплывчатые ноты теплой палитры размывают его. «Семья комедиантов» изображает бесправных, отрешенных людей, которые живут в центре общества. Художник изображает группу артистов как бродяг с простым реквизитом в бессодержательном, подобном пустыне, призрачном пейзаже. Работа представляет собой мост между меланхолией «голубого» и «розового» периода. Предположительно «Семья комедиантов» является автобиографической работой Пикассо с представлением его дружеского окружения. При анализе живописи на переднем плане можно выделить сидящую бледную молодую женщину, отдаленную от остальной группы, взгляд ее устремлен вправо вдаль и, похоже, что она ищет уединения и отстранения. Можно предположить, что она немного не вписывается в общий колорит картины, возможно она не является членом цирковой группы. На втором плане стоит пятеро, они не смотрят друг от друга, их глаза в тени. Те, кто должны быть счастливо живущей труппой, выглядят потерянными и грустными. Комедианты уходят, чтобы исчезнуть за грядою песчаных холмов, затеряться во вселенной. Артисты без зрителей: Пикассо заполнил печальными комедиантами большую часть холста, и пустое пространство вокруг них создает впечатление, что они находятся в бесконечных просторах пустыни. Тут и там, художник смешал цвет неба с землей. Облака сделаны в той же манере, в отличии от детальной прорисовки персонажей. Результатом является то, что небо и земля контрастируют с фигурами, и комедианты совершенно не вписываются в ландшафт, кажется, что они сейчас уплывут, если бы не тени, удержавающие их на земле. Окружающая пустота отражает настроения персонажей.

В раннем наброске «Семьи комедиантов» фоном служила сцена, разыгрывающаяся на ипподроме, причем один из наездников падал с лошади. В окончательном варианте все это было устранено, и в результате появилось ощущение разрозненности фигур, стоящих в отстраненных позах, явно дожидаясь какой-то команды. Неустойчивое равновесие композиции с пятью фигурами, сгруппированными в левой половине полотна, и одинокой фигурой девушки, сидящей в правом углу, создает дополнительный настрой и ожидание какого-то непредвиденного происшествия. Процесс развития и становления каждого из персонажей можно проследить по этюдам. Сидящая женщина прежде уже появлялась в качестве основной темы одной из картин Пикассо, где на ней надета остроконечная шляпа, окутанная вуалью. Маленькая девочка возникла в первом эскизе без корзины цветов — вместо этого она ласкала собаку. Стареющий шут с изрядным брюшком, растягивающим его красное трико судя по всему отец-основатель труппы или же ее «звезда» — имеет обширную предысторию, воплотившуюся в целом ряде его предшественников. Но наиболее узнаваема тут высокая фигура Арлекина — на картине она крайняя слева. Этот привычный персонаж стоит, держа за руку маленькую девочку, и глядит в лицо старому шуту. В последний момент Пикассо наделил его собственным профилем, еще больше отождествляя себя со своими бродячими сотоварищами.

Есть предположения, что картина была написана в результате определенных событий, которые произошли между Пикассо и Фернандой Оливье. Нет полной уверенности в том, что следующий эпизод происходил в эти года, но все же. В 1904 году в Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. Эти несколько лет были счастливыми в их отношениях. Фернанда Оливье, которая сама не могла родить ребенка, пошла в один сиротский приют на улице Коленкур. Там она удочерила девочку восьми или десяти лет и привела в Бато-Лавуар. Какое-то время маленькую девочку закармливали сладостями, покупали ей кукол и игрушки. Пикассо и все в Бато-Лавуар были добры к ней, особенно друг художника Макс Жакоб. Внезапно Фернанда устала от всего этого и решила, что не создана для материнства. Было принято решение вернуть ребенка обратно и этот жребий выпал Максу Жакобу. Когда он привел ее в приют, оказалось, что по существующему положению взятого из приюта ребенка обратно вернуть нельзя. Девочка расплакалась, стала умолять не бросать ее. В конце концов он устроил ребенка у консьержки. Возможно эта история является замаскированной сюжетной линией картины. Изучение контекста показывает нам, что работа изображает Пикассо, его друзей, Фернанду и ребенка: Пикассо в образе арлекина, красный клоун — Гийом Аполлинер, высокий акробат — Андре Салмон, молодой мальчик — Макс Жакоб, сама Фернанда и та девочка, стоящая спиной к зрителю. Хотя ни одна из фигур не является точным портретом. Эмоциональное напряжение и переживания за судьбу ребенка выражено у всех персонажей картины, читается в их глазах.

Сейчас картина находится в Национальной художественной галерее, город Вашингтон.

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика