(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

Domlux окна из натурального дерева woodcort.ru.

Путешествия «Герники»

После закрытия парижской выставки «Гернику» показывали летом 1938 года в Норвегии. Вслед за возвращением картины оттуда была запланирована выставка в Лондоне, которая поддерживалась и финансировалась сильным комитетом левых политических деятелей, ученых, художников и поэтов. Когда подошел момент отправлять в Лондон само огромное панно в сопровождении шестидесяти семи предварительных набросков, картин, эскизов и этюдов, политическая ситуация, кульминацией которой стал визит Чемберлена в Мюнхен, выглядела настолько зловещей, что я телеграфировал Пикассо, спрашивая какие действия, по его мнению, нам следует предпринять. Его ответ был немедленным и решительным. Я должен продолжать все подготовительные мероприятия. Цель картины как раз и состояла в том, чтобы привлечь внимание к ужасам войны, а посему нужно использовать представившийся шанс. Выставка открылась в запланированный день, причем она была объявлена находящейся под патронажем Национального объединенного комитета помощи Испании.

В первый раз случилось так, что люди, не наделенные способностью понимать работы знаменитого испанца, с энтузиазмом присоединились к тем, кто уже много лет питал убежденность в величии Пикассо, а теперь восхищался представшим перед ними новым, монументальным доказательством его гения. Вообще говоря, этюды и наброски произвели на публику более сильное и непосредственное впечатление, чем сама картина, которая все-таки требовала для своего понимания довольно значительных усилий. Тем не менее, на людей, приходивших посмотреть выставку, она производила глубокое впечатление. Очень немногие покидали залы без какой-то эмоциональной встряски, которая бы заставила их испытать некие новые чувства. Когда показ «Герники» в Уэст-Энде подошел к концу, в Художественной галерее Уайтчепела1 была организована вторая выставка, на сей раз открытая лондонским мэром, ныне покойным графом Эттли. Здесь рабочие Ист-Энда впервые получили шанс увидеть произведения Пикассо в оригинале, и по этой причине, а также из-за проявленного ими интереса к делу помощи Испании в галерее постоянно толпились посетители.

Новая Бэрлингтонская галерея, где картина показывалась в Уэст-Энде, состояла из двух смежных залов. По случайному (или не очень) совпадению, больший из них, предоставленный поначалу для самой «Герники», как оказалось, был заказан сторонниками Франко, чтобы устроить выставку большого полотна Сулоаги, ставшего к тому времени поборником и непревзойденным главой академического искусства в Испании. Большая, унылая и в высшей степени традиционная композиция, целью которой было прославление воинской доблести Франко, была вывешена в торце помещения; ее темой были защитники Алькасара в Толедо2. Многочисленные флаги, оружие, униформы и религиозные символы, лишь добавлявшие высокомерия и без того неквалифицированной картине, сильно контрастировали с полным отсутствием всякой напыщенности в соседнем зале, где голая правда о трагедии войны раскрывалась через образы женщин и детей. Покровителей и организаторов выставки «Герники» более чем удовлетворяло, что соперничающая с ней экспозиция оставалась почти все время пустой.

После двух дополнительных выставок в Лидсе и Ливерпуле огромная картина Пикассо уехала в Нью-Йорк, где ее показывали в Музее современного искусства на самой крупной и полной ретроспективной выставке творчества Пикассо, на которой удалось собрать вместе самое большое к тому времени количество его произведений. Здесь она присоединилась к другой крупногабаритной картине, написанной тридцатью годами ранее, — к «Авиньонским девицам», купленным тем же музеем несколько лет назад. Поскольку разразившаяся в Европе война сделала невозможным возвращение «Герники» на старый континент, Пикассо был доволен возможностью оставить это панно там, где его смогут увидеть и оценить. Оно так и оставалось в Америке со статусом предоставленного во временное пользование, пока его не возвратили в Европу для большой выставки, устроенной в 1955 году парижским Музеем декоративных искусств. А потом, после тура по европейским городам, это знаменитое полотно снова вернулось в Нью-Йорк3.

Примечания

1. Уайтчепел — район восточного Лондона (Ист-Энда), населенный в то время малоимущими рабочими. В противоположность этому в западном Лондоне (Уэст-Энде) жили тогда обеспеченные люди. — Прим. перев.

2. Оборона этой крепости (ее название восходит к арабскому слову «дворец») националистами в 1936 г. была для них одним из наиболее героических эпизодов испанской гражданской войны. — Прим. перев.

3. В 1981 г., через шесть лет после смерти Франко, картина была передана в мадридский музей Прадо, где она и находится поныне. — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика