(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

Джазовки черные для танцев — Одежда для танцев для детей. Сценические костюмы (golden-shoe.ru)

Балет и «Парад» в новом оформлении

Одного из самых горячих и верных поклонников кубизм нашел в писателе и художнике Жане Кокто (1889—1963). Будучи личностью яркой и творческой, он быстро разглядел в Пикассо подобного себе (по пословице «рыбак рыбака видит издалека») и, когда Сергей Дягилев предложил ему написать «что-нибудь» для своей труппы, пригласил именно Пикассо для работы над декорациями.

В сентябре 1916 г. Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для Русского балета Сергея Дягилева.

Из досье «ИП»: Сергей Дягилев, гениальный скандалист

Сергей Дягилев родился в 1872 г. в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец, П.П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала Елена, мачеха, дочь В.А. Панаева. В детстве он жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец.

В Перми, на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская), сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х г. XIX в. по проекту архитектора P.O. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 г. он вернулся в Петербург и, поступив на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у H.A. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

В 1896 г. Сергей Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с художником А.Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноименный журнал и сам писал статьи, а также организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс.

В 1899 г. князь С.М. Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, поручив ему редактировать «Ежегодник Императорских театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (An. М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Лансере).

С 1907 г. Сергей Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М.М. Фокина, А.П. Павлову, В.Ф. Нижинского, Т.П. Карсавину, Е.В. Гельцер. С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США.

В 1911 г. Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 г. и просуществовала до 1929 г., то есть до смерти ее организатора.

Дягилев скончался 19 августа 1929 г. в Венеции, по слухам, от фурункулеза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.

Пикассо не на шутку увлекается идеей постановки балета «Парад», втягивается в работу и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию. Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русского балета на два месяца в Рим, где готовит декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы. Вступительный манифест к спектаклю «Парад», «...более правдивому, чем сама правда», весной 1917 г. написал Аполлинер, заранее объявив его провозвестником «Нового духа» в искусстве. Дягилев сознательно делал ставку на большую провокацию и готовил ее всеми доступными средствами. Произошло именно так, как он намечал. Грандиозный скандал 18 мая 1917 г., состоявшийся на премьере (и единственном представлении) этого балета в театре Шатле, немало способствовал росту популярности Пикассо в широких кругах парижского бомонда. Публика в зале едва не сорвала спектакль криками «Русские боши, долой русских, Сати и Пикассо боши!» Дело дошло даже до потасовки. Печать неистовствовала, критики объявили артистов Русского балета едва ли не предателями, деморализующими французское общество в тылу во время тяжелой и неудачной войны.

Сергей Дягилев был чрезвычайно доволен произведенным эффектом.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика