(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Первое лето в Антибе: «Прерванная любовная песня»

Приехав из Испании на южный берег Франции, Пабло Пикассо сразу же страстно полюбил эти места. Пестрый пряный Прованс с его домашним уютом и потрясающие краски Лазурного Берега затмили для него родную Испанию.

Антиб — одна из жемчужин Лазурного Берега, во времена Пикассо там было 60 тыс. населения. Расположенный на мысе Гаруп в Средиземном море, между Каннами и Ниццей, Антиб может похвастаться самым большим (по суммарному тоннажу) яхтенным портом на Лазурном Берегу. Построен он в шестидесятые годы XX в. на месте римской гавани. На самом деле это не один, а целых пять портов — Вобан, Галис, Крутон, Оливьетт, Салис. Вместе с мысом Антиб и городком Жуан-ле-Пен город составляет единую административную единицу.

Именно здесь художник создал наиболее выдающиеся шедевры, тут провел последние 27 лет жизни, встретил свою последнюю любовь и остался навсегда, похороненный у стен своего прованского замка Вовенарг.

Настроение сожаления и разочарования по поводу «прерванной любовной песни» пронизывает сюжет одной из любимых картин Пикассо «Флейта Пана» (1923), связанный с несостоявшимся романом художника и Сары Мерфи — знаменитой красавицы, жены американского художника Джеральда Мерфи.

Из досье «ИП»: «Флейта Пана»

С окончанием войны неугомонный, вечно что-то ищущий дух авангарда решает навести новые порядки в старых традициях искусства. «Флейта Пана» убедительно иллюстрирует способ, которым Пикассо отреагировал в своем творчестве на создавшуюся ситуацию. Осознавая свои возможности и считая период кубизма законченным, Пикассо не намеревается более меряться силами с реальностью и бросает вызов самому сокровенному в истории официального искусства.

Внимание к размерам, поддерживавшее творческий поиск в период кубизма, превращается в медитацию на тему классической линии французской живописи, от Пуссена до Давида и Энгра. Даже экономное использование палитры, содержащей теперь исключительно вариации нескольких основных тонов, нацелено на то, чтобы подчеркнуть строгость, которой отмечен данный виток его искусства. Нельзя недооценить и интерес к греческой и римской живописи и скульптуре, возникший у художника после посещения Помпей во время поездки по Италии.

27 лет прожил на Лазурном Берегу Пабло Пикассо — в Антибе, Валлорисе и Мужене, и этот его период можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 г. и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы для его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции в Антиб, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.

Из досье «ИП»: основание Антиполиса

В VI в. до н.э. греческие мореплаватели обнаружили уютную бухту и основали на ее берегах Антиполис (город, расположенный напротив). Подразумевалось — напротив, через бухту, от Никеи (Ниццы). Антиполис был основан как колония Массалии (теперешний Марсель). Во времена Римской империи город являлся важным пунктом на пути из Рима в Галлию. Он долгое время был единственным укрепленным городом на побережье от Марселя до Италии.

Во II в. в городе была учреждена епископская кафедра и он стал называться Антигуль, а со временем — Антиб. В Средние века город принадлежал Савойе, а с 1481 г. — Франции.

В Старом городе расположен крытый рынок Антиба — один из лучших на побережье. Имеется и церковь Иммакуле-Консепсьон.

В северной части Антиба расположен форт Kappe. Эту построенную в 1565 г. крепость в форме четырехконечной звезды укрепил в XVIII в. Вобан, военный министр Людовика XIV. 8 августа 1794 г. в этот форт был заключен Наполеон Бонапарт. Ему, как стороннику Робеспьера, грозила смертная казнь, но генерал Дюгомье сумел убедить судей, что Франция не имеет права лишиться столь одаренного воина. Наполеона помиловали. Рядом с фортом — порт Вобан. Старый город отделен от порта пирсом.

Еще одна достопримечательность — замок Гримальди. Он построен в XII в. на месте римских укреплений. В Средние века был епископской резиденцией. С 1385 по 1608 г. им владело семейство Гримальди, которое в XVI в. расширило замок до нынешних размеров. В 1925 г. полуразрушенное строение купил с аукциона муниципалитет Антиба и превратил его в музей.

А вот дальнейшая судьба замка связана с именем Пабло Пикассо. Когда в 1946 г. знаменитый художник искал просторное помещение для работы, власти города предложили ему замок Гримальди. Пикассо трудился в нем полгода и в благодарность за гостеприимство подарил городу картину «Ночной лов рыбы в Антибе», множество рисунков и эскизов. Все это стало основой музея Пикассо. В его экспозиции представлены работы Леже, Модильяни, Пикабиа. Рядом с музеем, на террасе, скульптуры Миро, Пажеса, Армана, Ришье.

Из книги Р. Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»

Дворец Гримальди стал Музеем Пикассо. Когда художник нашел для себя другие места, удобные для работы, он решил оставить музею Антиба в постоянное заемное пользование все творческие плоды тех идиллических месяцев, которые он провел там, а позже добавил к этому коллекцию своей керамики, рисунков и литографий, превративших данный музей в одно из самых очаровательных мест, какие стоит посетить во Франции. В новой и светоносной атмосфере творчества Пикассо стены этого здания, увешанные его работами, лучатся восторгом, юмором, игривостью и неподвластными времени образами человеческой любви и человеческой жизни.

Пикассо называл Антиб городом, знающим, что такое «joie de vivre» — «радость жизни» или даже «умение жить с удовольствием».

В 1945—1946 гг. художник работает в Антибе, где расписывает цементные плиты во дворце Гримальди фигурами вакханок, фавнов и кентавров. Крупной работой этих лет стала пасторальная композиция «Радость жизни» (1946). Пацифистские настроения художника отразились в таких произведениях, как «Резня в Корее» (1951) и панно «Война» и «Мир» (1952), предназначенных для Храма мира в Валлорисе. В позднем творчестве Пикассо большое место занимают литографии и линогравюры. Художник занимается также скульптурой из дерева, листовой жести, работает в области монументального и прикладного искусства, пишет поэтические и драматические произведения.

Из досье «ИП»: Музей в замке Гримальди

Главная достопримечательность города конечно же коллекция работ Пабло Пикассо, собранная в Музее Пикассо. Пикассо в возрасте 65 лет поселился в бывшем замке Гримальди. За полгода он создал около 150 произведений, которые оставил в замке в долгосрочное безвозмездное пользование.

Этот период оценивается необычайным творческим подъемом.

Дворец Гримальди — не дворец, замок — одно из главных чудес города. Он хорош и сам по себе, этот могучий замок с квадратной романской башней, за всю свою историю успевший побывать и обиталищем местных феодалов, и жилищем тех, кто правил Антибом от имени короля, и казармой, и госпиталем — а теперь здесь обосновался Музей Пикассо. Получилось сокровище в сокровище: прекрасный замок хранит картины, эскизы, рисунки, литографии и керамику, сделанные рукой великого художника. Впрочем, не его одного — в стенах замка рядом с работами Пикассо соседствуют работы Леже, Модильяни, Эрнста...

...Шли века, и Антиб стал терять славу самого укрепленного города побережья. От былых бастионов остался лишь форт да оборонительные сооружения вдоль моря. Теперь они играют чисто декоративную роль...

По куртинному променаду Амираль де Трасс гуляют те, кто любит наслаждаться прекрасными морскими видами. Променад ведет к величественному бастиону Сент-Андре. В нем находится Музей археологии.

Из книги Р. Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»

Дезорганизация, вызванная войной, серьезно мешала найти для Пабло Пикассо подходящее место, где он смог бы продуктивно работать как художник. Небольшая гостиница на берегу залива в Гольф-Жуане, куда он возвратился, была слишком тесной, чтобы заниматься в ней творчеством таким образом и в таких масштабах, как ему того хотелось. Однако случайная беседа, состоявшаяся у Пикассо вскоре по возвращении на любимый им Лазурный Берег, обернулась неожиданным предложением, которое решило данную проблему, по крайней мере, на тот момент, и предоставила художнику столько свободного места, сколько ему хотелось. Беседа эта имела место с месье де ла Сушером, директором и хранителем музея в Антибе, размещавшегося в наполовину разрушенном дворце уже известного нам старинного генуэзского рода Гримальди. Это было очаровательное средневековое сооружение, башни которого венчали маленький укрепленный город и гавань. Перед войной здесь содержалось пропыленное собрание гипсовых слепков и каких-то предметов, касавшихся местной истории. В своем желании усовершенствовать работу вверенного ему учреждения директор первоначально питал надежду получить от Пикассо картину вроде «Рыбаков из Антиба», которую он смог бы надлежащим образом разместить на стенах своего музея. Пикассо довольно-таки неопределенно согласился, что, мол, сделает какую-нибудь вещь, а затем начал жаловаться, что ему никто не предлагает больших площадей, да и поверхностей, где он мог бы развернуться.

Сразу увидев в этом свой шанс, месье де ла Сушер сделал художнику щедрое предложение, которое, как выяснилось позже, пошло на пользу его музею и оказалось весьма выгодным для всех заинтересованных сторон. Пикассо вручили ключи от старого дворца и попросили использовать его в качестве своей мастерской.

С Антибом связаны имена известных всему миру писателей. Френсис Скотт Фитцджеральд описал в своем романе «Ночь нежна» отель «Du Сар Eden-Roc». Писатель Никас Казантзакис жил в Антибе и создал роман «Алексас Зорбас», по которому в 1964 г. в Голливуде был снят знаменитый фильм «Грек Зорба». Последнюю четверть своей жизни (с 1966 по 1991 г.) провел в Антибе английский писатель Грэм Грин.

Сам мыс Антиб простирается в море на 4 км. Он по праву считается эксклюзивной зоной отдыха, застроен великолепными, скрытыми от посторонних глаз виллами. Среди их владельцев были и есть греческий миллиардер Аристотель Онассис, Березовский, Абрамович, Швидлер.

На мысе Антиб расположен уже упомянутый нами самый, пожалуй, знаменитый отель Лазурного Берега «Du Cap Eden-Roc». Построенный в 1870 г. дворец пустовал почти полвека, пока его не приобрел американский миллионер Гордон Бен-нет. Он превратил пустующее здание в гостиницу, которая входит в десятку самых красивых в мире. Она пользуется неизменной популярностью, несмотря на то что не располагает собственным удобным пляжем.

На мысе расположен маяк Гаруп. Рядом с ним часовня Нотр-Дам-де-Гаруп. В ней хранятся церковные реликвии, вывезенные из России в ходе Крымской войны. Это икона «Богоматерь с младенцем» XVI в., деревянный крест и вышитая плащаница семьи Воронцовых. Все это передано в часовню капитаном одного из французских кораблей Бартоломео Обером — он спас реликвии от пожара в одной из церквей Севастополя.

На мысе Антиб расположен сад Тюре. Он был заложен ботаником Гюставом Тюре, который в 1857 г. купил здесь четыре гектара земли и начал свои опыты по акклиматизации тропических растений. Благодаря этому на Лазурном Берегу появились австралийские эвкалипты и многие виды пальм.

В Антибе Пикассо продолжал интенсивно работать и... заводить романы. Франсуазе посвящена картина «Женщина-цветок». В 1953 г. Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени — например, в серии рисунков тушью, изображающих отвратительного старого карлика, контрастирующего с юной и прекрасной девушкой.

В 1949 г. Пикассо рисует своего знаменитого «Голубя мира» на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, а в 1951-м создает картину политического содержания «Резня в Корее», хранящуюся в Музее Пикассо в Париже.

Из книги Р. Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»

Новым или скорее очень старым персонажем, появившимся на рисунках, является сова. Эту птицу можно найти в ногах пикадора, если взглянуть на «El Zurdo» («Левшу») — первую гравюру Пикассо, — но в течение многих лет она полностью отсутствовала в его творчестве. И вот во время пребывания Пикассо в Антибе ему принесли сову, хоть и немного подраненную, после чего, держа ее возле себя, он начал снова проникаться острым и глубоким, почти гипнотическим интересом к странному поведению этой птицы-отшельницы и вводить ее в свои картины, литографии, а позже и в керамику.

Когда десять лет спустя Пикассо обзавелся другой маленькой совой, которую держал в клетке в своей студии близ Канн, он рассказывал, как однажды ночью, когда он писал какое-то полотно, к окну его студии подлетела большая птица той же породы и, разбив стекло, взгромоздилась на верхнюю рамку холста, над которым он работал. Как подумалось художнику, она явилась поохотиться на его голубей, которые днем свободно летали по террасе, расположенной как раз за разбитым теперь окном.

Совы и голуби, эти две птицы столь разного характера — были спутниками Пикассо на протяжении всей его жизни. Обе эти породы имели для него огромное значение, граничившее с суеверием. Сова с ее округленной головой и пронзительным взглядом казалась похожей на самого Пикассо. Как-то шутки ради он взял увеличенную фотографию собственных глаз и поместил поверх нее белый лист бумаги, на котором нарисовал «лицо» совы, прорезав в нем отверстия, соответствовавшие его глазам, как это бывает у маски. И оказалось, что ничего неестественного, а тем более сверхъестественного не произошло, за исключением того, что теперь птица обзавелась зрением потрясающего человека, чьи глаза могли не только видеть, но также проникать вглубь увиденного и понимать его.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика